Н.М. Амосов, обобщая известные до него данные, писал:
Мне представляется целесообразным выделить три условных уровня сознания как показатели совершенствования интеллекта. Простое возрастание количества моделей в памяти не отражает уровень ума, хотя и является непременным его условием.
Первый уровень соответствует интеллекту ребёнка или высших животных. Он предусматривает действие самого механизма СУТ (системы усиления-торможения – Прим. И.Л. Викентьева), то есть выделения в каждый данный момент одной наиболее значимой модели и её усиление с одновременным торможением других. По сути это механизм внимания. Существует слежение за внешней средой, телом и состоянием органов движения, действующее на подсознание и выполняющее сигнальные функции. Деятельность интеллекта осуществляется по ФА (функциональный акт – Прим. И.Л. Викентьева) с неизменным числом потребностей-критериев, но с возможностью их тренировки и детренировки. Память обновляется обучением и забыванием, по законам тренировки элементов и связей. Её возможности ограничены. Ограничена также способность к созданию обобщенных моделей; речь - только самая примитивная.
Второй уровень интеллекта связан с развитием речи и памяти. Появилась вторая сигнальная система по И. П. Павлову, или искусственный экономный код для моделей образов, расширивший возможности общения интеллектов, а следовательно, возможности обучения и воспитания как средства изменения потребностей-критериев. Речь привела к счёту, который сильно изменил восприятие мира. (Попытайтесь сосчитать предметы, не пользуясь словами-цифрами!) Многие обобщенные понятия, трудные в образном представлении, определены словами речи, и обученный интеллект получил возможность выделить соответствующие образные модели. Сформированы понятия времени (настоящее, прошлое, будущее), реального и нереального, понятие Я, вторых и третьих лиц, усовершенствовалось слежение за собственными действиями. Всё это было заложено ещё на первом уровне и использовалось интеллектом без речи, но не осознавалось и, следовательно, было неуправляемым. Так, на первом уровне будущее представлено как автоматическая программа прогнозирования, реальные образы отличаются от воспоминаний по их связям с задействованными рецепторами. Представлена также одна из основных программ - выделение Я. Это необходимо, поскольку потребности тела неизбежно присутствуют даже в узкоспециализированных искусственных интеллектах. То же касается и слежения за собственными действиями - оно входит в самые простые ФА в качестве обратной связи, хотя и не осознается. Главное отличие второго уровня состоит в появлении убеждений в виде очень активных словесных формул, приобретающих значимость врождённых потребностей. (На этом у примитивных народов основаны всевозможные табу). Счёт времени и развитая память удлинили предвидение - прогнозирование и породили возможность обобщенных ФА. Планы высших этажей, их модели приобрели чувственное значение - по тем же принципам, что и словесные формулы убеждений за счёт связей с чувствами и вследствие многократного повторения.
Главное отличие сознания третьего уровня - это проникновение интеллекта в самого себя. Важнейшая черта - слежение за мыслями. Создаётся своеобразный рецептор, наблюдающий за переключениями СУТ и отмечающий в памяти, к каким моделям оно приключается (иными словами, отмечающий, о чем интеллект думает). На более низких уровнях сознания самонаблюдение ограничивается наблюдением за своими действиями, но не мыслями. Поскольку у человека на данном уровне развития обязательно имеются убеждения, иными словами, он знает, что правильно, что неправильно, он имеет возможность периодически анализировать свои мысли, сравнивая их с моделями-эталонами, и в некоторой степени управлять ими. Такое управление связано с волей.
Амосов Н.М., Алгоритмы разума, Киев, Наукова думка, 1979 г., с. 150-152.